Чтобы быть успешным в современном обществе, ребенок должен обладать социальными умениями и навыками, устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, выстраивать правильно отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и старшим, разрешать возникающие конфликты.
Социализация и социальное творчество детей - большое поле деятельности для педагогов. Фактически основу внеурочной культурно-творческой деятельности составляет способность школы планировать и осуществлять осознанное включение детей и подростков в коллективно-полезное дело, вызывать их отклик и инициативу, развивать у них позитивное преобразовательно-организационное отношение к делу. Эффективность данного направления связана с последовательным раскрытием сознания ребенка и побуждением его личности к самостоятельной работе по выстраиванию пути своего развития через специально проектируемые и реализуемые события роста сознания, развития мыслительной деятельности и участия в социально значимой творческой деятельности. Сегодня определены три группы задач социализации:
- естественно-культурные;
- социально-культурные;
- социально-психологические.
Естественно-культурные задачи подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического развития.
Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, специфичные для каждого возрастного этапа.
Социально-психологические задачи предполагают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни, самореализацию и самоуправление.
Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития ребенка. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие, либо делает его неполным. Следовательно, важную роль в развитии и формировании творческой личности занимают социальные институты.
Школа является общественным институтом, где учащийся не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования своей личности. Таким образом, сущность концептуального подхода к функциям внеурочной деятельности заключается в создании научно обоснованной системы социально необходимой, психологически действенной подготовки учащихся в их свободное время к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности.
Эта система предполагает эффективное взаимодействие всех внешкольных, культурно-просветительных и спортивных учреждений с общеобразовательными школами, с семьями учащихся.
Составляющими такого взаимодействия являются следующие факторы:
- культурно-просветительные, спортивные учреждения в деловом сотрудничестве с детскими и подростковыми организациями не только продолжают начатое в семье и школе воспитание, но и создают оптимальные условия для повышения плодотворности всего процесса формирования личности;
- все воспитательные институты строят свою работу на основе совместного определения перспектив, взаимной ответственной зависимости, информированности, помощи, согласования результатов анализа и корректировки деятельности;
- все учреждения и организации, участвующие во внешкольном воспитании, всемерно способствуют активизации роли детей и подростков как субъектов обеспечения своего гражданского становления, жизненного самоопределения. Это достигается целенаправленными, взаимосвязанными, постоянно усложняющимися социально значимыми действиями учащихся вне школы по развитию и реализации своих интересов и способностей.
Главная задача внеурочной деятельности в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах учреждения деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
Такое развитие отвечает общей цели: находить оптимальные и интересные способы жизни в широком диапазоне различных внутренних и внешних сред, жизненные технологии, позволяющие поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье, сохранять разнообразные формы жизни, не пасовать перед ударами судьбы.
Исходя, из психологически благоприятных для ребенка условий и возможностей внеурочной деятельности, вырисовываются следующие перспективные ориентации его развития:
- традиционная ориентация на более искусную организацию внеурочной деятельности ребенка (художественной, технической, туристской, спортивной);
- ориентация на развитие общей культуры жизнедеятельности ребенка.
Внеурочная деятельность в кружках, как правило, имеет более выраженный творческий, игровой, и, что очень важно, преимущественно практический характер. Протекает в более благоприятной психологической атмосфере, затрагивает в большей степени образный и наглядно-действенный языки психической деятельности, больше связана с дальнейшим профессиональным самоопределением занимающихся. Однако этого сегодня уже недостаточно. Если мы хотим, чтобы во внеурочной деятельности развивались дети, мы обязаны позаботиться о целостном, общекультурном их развитии.
Следовательно, внеурочная деятельность должна ориентироваться на общечеловеческие ценности построения жизни.
Задача целостного гармоничного развития детей во внеурочной деятельности включает в себя два основных направления работы:
1) организацию развития специализированных, предметных творческих интересов и умений;
2) организацию педагогом воспитательных деятельностей с целью развития общекультурных стремлений и навыков.
В настоящее время дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно (нежели общеобразовательная школа) к построению и поддержке диалогических, субъект-субъектных отношений. Поскольку здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми как равноправными субъектами, то и поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно в сочетании с дополнительным образованием. Это становится более актуальным в связи с тем, что в реальной жизни игровая деятельность занимает все более значимое место, так как ведет к творческому развитию личности.
Таким образом, обращение к проблеме взаимосвязи и взаимодействия внеурочного и дополнительного образования сегодня весьма актуально и является отражением потребности педагогической практики. В общеобразовательной школе, где по-настоящему можно решить эту проблему, где нет непреодолимой стены между внеурочной и дополнительной деятельностью, возможен переход к качественно иной стадии развития творческого потенциала детей и подростков. Тем более что и внеурочное, и дополнительное образование ведет к наиболее эффективной взаимосвязи этих двух сфер во благо детей.
Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь помогает решить стратегические задачи современного образования:
- обеспечить непрерывность образования;
- развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
- осуществлять программы социально-психологической адаптации;
- проводить профориентацию;
- развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ученика и учителя.
Совершенно очевидно, что столь сложные, многоплановые задачи невозможно реализовать силами только одной какой-то сферы образования.
Следовательно, область взаимодействия внеурочной и дополнительной сфер является пространством наиболее благоприятного развития творческой, познавательной, социальной активности ребят. Именно взаимопроникновение этих двух сфер может обеспечить целостность системы и в то же время ее многообразность, определенную стабильность и постоянное развитие. И, задумываясь над тем, как лучше реализовать эту проблему, стоит вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который утверждал, что каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же время раскрывает вторую программу - знаний необязательных. А от единства обязательной и необязательной программы зависит разностороннее развитие детей.
Творческое самоосуществление личности ребёнка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают во внеурочное время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Внеурочная деятельность для детей - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.
Во внеурочное время дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детской внеурочной деятельности является её театрализация.
Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Внешкольное время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В это время происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что внеурочной деятельности свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач внешкольной работы - помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.
Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во внеурочное время дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, внешкольные учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, внешкольная работа предполагает осуществление профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере внеурочной деятельности. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе. Иными словами, внешкольной деятельности свойственна гедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности внешкольные занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное внеурочным мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть внеурочная деятельность предполагает прокреативную функцию.
Принципы внеклассной работы:
Всякая деятельность держится на общих закономерностях ее развития. Внеклассная деятельность детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности-то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу внеклассной деятельности с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях внеклассной деятельности: от любительского объединения до массового праздника.
Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
3. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника акции.
4. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
5. Принцип преемственности - в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии.
Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
6. Принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.
Реализация принципов организации внеклассной работы на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки этой деятельности, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).
разгарнуць » / « згарнуць