Работа учреждений образования по организации и проведению патроната на протяжении двух лет предполагает решение следующих основных задач:
-социально-педагогическая поддержка выпускников;
-своевременное оказание необходимой квалифицированной помощи выпускникам в социально-профессиональной адаптации;
-организация взаимодействия с государственными учреждениями, организациями и общественными объединениями для оказания помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных, кризисных ситуациях.
В состав группы специалистов, осуществляющих патронат, включается не менее пяти человек, в числе которых:
-руководитель учреждения образования или его заместители;
-педагог социальный,
-педагог-психолог,
-учитель-дефектолог,
-иные педагогические работник.
Руководитель учреждения образования (заместители):
-решает организационные вопросы (готовит приказ по организации патроната, определяет субъекты патроната и их функции);
-координирует деятельность группы патронатного сопровождения;
-создает условия, необходимые для успешной работы по патронату;
-осуществляет общий контроль.
Педагог социальный:
-изучает взаимоотношения в семье, социальное окружение выпускников, как по месту жительства, так и при предполагаемом трудоустройстве;
-обеспечивает преемственность форм и методов обучения и коррекционно-педагогической работы по налаживанию взаимодействия между учреждениями образования на уровнях общего среднего и профессионально-технического образования, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Педагог-психолог:
-изучает способности, возможности выпускников, их склонности к профессиональной деятельности;
-проводит профессиональную диагностику, по результатам которой совместно с представителями учреждений здравоохранения осуществляется консультирование выпускников и родителей по вопросам выбора профессии;
-изучает личностные особенности, взаимоотношения в классном коллективе;
-выявляет индивидуальные факторы, способствующие успешной социализации, либо затрудняющие этот процесс;
-проводит занятия по формированию саморегуляциии и управлению эмоциями, адаптации в новом коллективе;
-участвует в реализации индивидуальных программ патронатного сопровождения.
Педагоги:
-проводят внеклассные мероприятия, формирующие устойчивую мотивацию и интерес к труду, знакомящие с профессиями;
-участвуют в проведении дней открытых дверей, выставок, организованных учреждениями профессионально-технического образования;
-включают выпускников в общественно-полезный труд, кружковую работу, организуют экскурсии на предприятия, в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования;
-участвуют в сборе материалов о жизнеустройстве выпускников.
Учитель-дефектолог:
-консультирует педагогический коллектив, законных представителей по вопросам обучения и воспитания, особенностей психофизического и личностного развития выпускников;
-организует в случае необходимости взаимодействие учреждения образования с ЦКРОиР.
Конкретный поименный состав группы патронатного сопровождения определяется приказом по учреждению.
Документация по организации патроната
Деятельность группы патронатного сопровождения отражается в следующей документации:
-приказ об организации патронатного сопровождения;
-паспорт патронатного сопровождения (Приложение 1);
-план мероприятий патронатного сопровождения (Приложение 2).
-аналитический отчет о проделанной работе.
Приказ об организации патронатного сопровождения готовится на начало учебного года. В приказе определяется состав группы педагогических работников, на которых возлагаются функции по осуществлению патроната, назначается ответственный за ведение документации по патронату.
Паспорт патронатного сопровождения оформляется на каждого выпускника и хранится в учреждении образования в течение пяти лет после завершения патроната. Информация о выпускнике заносится в паспорт патронатного сопровождения не реже одного раза в полугодие. На каждом из этапов отражается конкретная проделанная работа с выпускником, с семьёй, с педагогическим коллективом учреждения или трудовым коллективом. При заполнении паспорта необходимо давать объективную полную информацию по всем графам паспорта.
К паспорту патронатного сопровождения прилагаются письменные запросы, обращения, полученные ответы и иная информация о выпускнике.
План мероприятий патронатного сопровождения (далее – план) включает мероприятия от периода обучения в выпускном классе до окончания патроната и может состоять из трех разделов: работа с выпускниками, сотрудничество с законными представителями, взаимодействие с государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями в этом направлении.
Аналитический отчет – это анализ работы учреждения образования по патронату, включающий диаграммы, графики и таблицы, сопровождающиеся развернутыми аналитическими справками с указанием трудностей, возникающих при организации патроната, эффективности различных форм работы и выводами о его успешности или неуспешности. Аналитический отчет включает рекомендации по совершенствованию деятельности группы патронатного сопровождения.