8 апреля 2021
Тема - «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений».
В ходе диалога ребята обсудили, что подразумевает под собой духовно-нравственное развитие молодежи, духовные и нравственные ценности, национальные культурные ценности, человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, ответственность, честность, бережное сохранение и развитие культурно-исторического наследия, гражданственность, патриотизм, толерантность, терпимость, любовь к Родине, христианские принципы, справедливость, трудолюбие, миролюбие.
Форма проведения - открытый диалог.
Количество участников - 94.
25 марта 2021
Тема - «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства».
На встречу был приглашен Атрашонок Дмитрий Казимирович, делегат Всебелорусского народного собрания, который рассказал ребятам об интеграции Беларуси и России, о достижениях по различным направлениям и сферам деятельности.
Форма проведения - открытый диалог.
Количество участников - 94.
28 января 2021
Тема - «Белорусская наука: в ногу со временем».
Были обсуждены три вопроса: «Наука – важное условие достижения Целей устойчивого развития», «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать»,
«Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства» при использовании мультимедийной презентации.
Форма проведения - круглый стол.
22 декабря 2020
Тема - : «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін».
В ходе мероприятия были озвучены вопросы о достижениях Беларуси в различных сферах общественной жизни.
Форма проведения - открытый диалог.
Количество участников - 93.
26 ноября 2020
Тема - «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность».
В ходе диалога были обсуждены следующие вопросы: что представляют собой современные СМИ, какую роль в жизни играют социальные сети, что понимается под медиакультурой, информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь (правовые и социальные аспекты).
Форма проведения - открытый диалог.
Количество участников - 97.
21 октября 2020
Тема - «ООН – 75 лет: история деятельности, основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН ».
В ходе диалога были озвучены следующие вопросы: история деятельности международной организации, основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН.
Форма проведения - открытый диалог.
Количество участников - 78.
24 сентября 2020
Тема - «Активный гражданин: мои поступки-моя ответственность».
Мероприятие прошло в рамках двух блоков: «Активный-значит ответственный», «Учимся понимать друг друга», «при использовании мультимедийной презентации.
Форма проведения - круглый стол.

«Школа Активного Гражданина»
для учащихся V–VII классов
раскрыть » / « свернутьРекомендации по реализации образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования
В развитие проекта «Школа Активного Гражданина», который успешно реализуется в VIII–XI классах учреждений общего среднего образования с 2018/2019 учебного года, в 2020/2021 учебном году начинается реализация одноименного образовательного проекта для учащихся V–VII классов.
Ключевая идея проекта
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности:
«Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон»
+ «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» =
«Я – активный гражданин Республики Беларусь».
Тематический блок
|
Характеристики гражданской компетентности
|
«Я»
|
Активный гражданин стремится к саморазвитию,
самообразованию и самовоспитанию
|
«Я и Семья»
|
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи,он
– ответственный семьянин
|
«Я и Школа»
|
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы,хорошо
воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям
|
«Я и Малая родина»
|
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его
ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше
|
«Я и Закон»
|
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон
|
«Я и Общество»
|
Активный гражданин социально активен, гордится народом своей
страны, осознает себя его представителем, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества
|
«Я и Природа»
|
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы,
стремится к ее сохранению и защите
|
«Я и Культура»
|
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей
страны
|
«Я и Планета»
|
Активный гражданин политически грамотен, толерантен,
обладает широким кругозором
|
Организационно-методические особенности проекта
Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца).
Тема классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:
Месяц
|
Тематический блок
|
Месяц
|
Тематический блок
|
Сентябрь
|
«Я»
|
Январь
|
«Я и Закон»
|
Октябрь
|
«Я и Семья»
|
Февраль
|
«Я и Общество»
|
Ноябрь
|
«Я и Школа»
|
Март
|
«Я и Природа»
|
Декабрь
|
«Я и Малая родина»
|
Апрель
|
«Я и Культура»
|
|
|
Май
|
«Я и Планета»
|
Содержание классного часа определяется классным руководителем с учетом характеристик гражданской компетентности:
Тематический
блок
|
Характеристики гражданской компетентности
|
«Я»
|
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.
В фокусе обсуждения:
позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью; потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни; справедливость,бескорыстие, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию
|
«Я и Семья»
|
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин.
В фокусе обсуждения:
семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, умение держать данное слово, забота о своей семье
|
«Я и Школа»
|
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям.
В фокусе обсуждения:
школа и ее традиции, значимость участия в жизни класса, школы, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию
|
«Я и Малая родина»
|
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше.
В фокусе обсуждения:
значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие
|
«Я и Закон»
|
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон.
В фокусе обсуждения:
правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственно- правовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление»,
«правонарушение», представление о последствиях противоправных деяний, чувство ответственности за свои поступки
|
«Я и Общество»
|
Активный гражданин гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, социально активен, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества.
В фокусе обсуждения:
любовь к Родине, патриотизм, осознание того, что долг каждого гражданина – защита своего Отечества; позитивное отношения к себе и к окружающему миру, соблюдение норм и правил поведения во время общения с окружающими в общественных местах, активная общественная позиция
|
«Я и Природа»
|
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите.
В фокусе обсуждения:
любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности
|
«Я и Культура»
|
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны.
В фокусе обсуждения:
ценностное отношение к обычаям, традициям, своего народа, своей семьи; понятие о внешней и внутренней культуре, национальная культура, сохранение культурного и исторического наследия, самореализация в творческой деятельности
|
«Я и Планета»
|
Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором.
В фокусе обсуждения:
бережное отношение к окружающему миру, к себе, к межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми, готовность к социальным действиям в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе
|
Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Например, для учащихся VII класса можно организовать следующие мероприятия:
Тематический блок
|
Форма проведения классного часа и его тема
|
«Я»
|
Дискуссия «Правила счастливого человека»
|
«Я и Семья»
|
Фотоальбом «Cемейные династии Беларуси»
|
«Я и школа»
|
Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя»
|
«Я и Малая родина»
|
Обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра»
|
«Я и Закон»
|
Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!»
|
«Я и Общество»
|
Диалог-спор «Молодежные субкультуры: самовыражение или
протест?»
|
«Я и природа»
|
Акция «У природы есть друзья – ты и я»
|
«Я и Культура»
|
Арт-проект «Наши путешествия по Беларуси»
|
«Я и Планета»
|
Информ-дайджест «Беларусь на карте мира»
|
Таким образом, конкретизация форм, методов, содержания мероприятий – компетенция учреждения образования. Такой подход позволит обеспечить учет образовательных запросов и мнений всех участников образовательного процесса, учет организационных условий проведения мероприятий, что является важным фактором эффективности проекта «Школа Активного Гражданина». Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.
Мероприятия проекта отражаются в плане воспитательной работы классного руководителя, по результатам проведения фиксируются в классном журнале:
Дата проведения
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
25.11.
|
«Школа Активного Гражданина»: открытый
микрофон «Наша школа 10 лет спустя»
|
1
|
раскрыть » / « свернуть