Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом
Алгоритм – совокупность действий, правила для решения данной задачи.
Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:
- введение (где отражены актуальность проблемы, цель и задачи, предмет, объект исследования, гипотеза, структура работы)
- основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- список литературы (представляет собой перечень использованных книг, статей, интернет источников)
- приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Структура введения:
- Актуальность
- Проблема
- Объект
- Предмет
- Гипотеза
- Цель
- Задачи
- Методы
- Новизна
Теоретические основания исследования
Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. - почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Для школьников: актуальность исследования исходя из их знаний и опыта. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения:
Социальная актуальность. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования. ("В существующих условиях ... проблема не получила должного рассмотрения... .").
Теоретическая актуальность. Абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. ("Существует ... проблема, в то же время, (в педагогических науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как... .").
Практическая актуальность. Абзац о положении дел в практике темы. ("Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с...").
На этой основе формируется противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Надо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны относиться либо к практике (только к одному ее аспекту), либо к теории (и тоже только в одном каком-то аспекте). Например: "В современном состоянии вопроса сложились неразрешённые противоречия между... и... . Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешённость этого вопроса определили выбор темы нашего исследования..." или "Несмотря на имеющиеся теоретические работы в области ... наблюдается нехватка практических разработок, направленных на...".
На основе выявленного противоречия формулируется проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания. Проблема может формулироваться в виде вопроса: "Каковы условия для формирования...?", "При каких психолого-педагогических условиях эффективно..." или "Проблемой исследования являлось теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений..." и т. п. Проблема - «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Одно исследование – одна проблема.
Объект исследования – философская категория, то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта - что конкретно исследуется?
Предмет исследования - в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект.
Например:«Влияние уровня дохода на объем спроса смартфонов»
Объект исследования: объем спроса на смартфоны
Предмет исследования: влияние уровня дохода покупателей на спрос.
Гипотеза - (от греч. hypothesis– предположение, основание) – предположительное суждение, выдвинутое в науке для объяснения какого-либо явления или процесса – основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. - формулировка: «если ….., то ……». - одно исследование – одна гипотеза.
Например:
- Я предполагаю, что количество выданных кредитов влияют на стоимость недвижимости..
- Перевод зарплат из "серых" в "белые" неминуемо приведет к повышению пенсии гражданина через 20 лет..
- Эффективно обучать детей младшего школьного возраста основам экономических знаний можно при условии проведения ролевых игр и конкурсов.
Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель есть планируемый, ожидаемый результат.
Цель может начинаться со следующих слов:
Выявление… Исследование… Сравнение… Оценка… Анализ… Разработка… Изучение… и т.д.
Например, целью проекта «Влияние уровня дохода на объем спроса смартфонов» является изучение влияния уровня дохода потребителей на объем спроса на рынке смартфонов.
Цель достигается через решение определенных задач. Задача – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола: Выявить… Разработать…Провести…Решить…Проанализировать…
Обобщить… и т.д.
Например, если целью исследования является изучение причин возникновения сколиоза у младших школьников, то задачи исследования будут следующие: 1.Провести обследование школьных помещений (классов).2.Проанализировать данные медицинских карточек учащихся, имеющих сколиоз. 3.Ознакомить администрацию школы с результатами исследования.
Таким образом, поэтапно выполняя задачи исследования, мы добиваемся достижения целей своей работы.
Решение задач связанно с использованием определенных методик.
Методы исследования – способы, направления деятельности.
- теоретические (анализ, объяснение); - эмпирические (опыт, наблюдение); - общенаучные (описание, сравнение); - частные (например, метод световой микроскопии) и др
Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. При этом следует учитывать, чтобы выбранные методы соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты и соответствовали логичной структуре работы, находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме. В своей работе можно использовать как широко известные методики, так и не очень.
Выполняя практическую часть исследования, необходимо придерживаться определенной схемы – изложения, описания чего-либо в главных чертах.
Схема опыта (эксперимента, наблюдения и т.д.) должна отражать суть этапов его выполнения и их взаимосвязь.
Следующий этап в исследовательской работе – наглядное представление опытных данных. Результаты проведенной работы отражаются в виде описательных формулировок, формул, цифровых данных, но нагляднее в виде графических материалов.
Например, в виде гистограммы, графика, круговой диаграммы.
При заполнении бланка следует обобщать данные и представлять только самые важные, демонстрирующие ход эксперимента или доказывающие верность гипотезы. В рукописи исследовательской работы данный материал, как правило, оформляется в виде приложения.
Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования. Необходимо помнить, что выводы должны быть краткими, обстоятельными и соответствовать поставленным задачам.
Рекомендация – советы автора работы по решению данной проблемы.
Новизна исследования может заключаться в разработке, раскрытии, дополнении, обосновании, создании, предложении и т.п. чего-либо, что ещё не применялось, не исследовалось, новый взгляд.
Практическая значимость – важный критерий. Показывающий реальную пользу от применения результатов исследования в практической деятельности, их прикладную ценность. Обоснование практической значимости вводится в вводной части исследования и подтверждается в заключении.
Список использованной литературы. Нумерованный перечень использованных при написании работы литературных источников по проблеме. Составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, городом издания, названием издательства, годом издания и количеством страниц.
Рецензирование исследовательской работы
Рецензия – письменный анализ, отзыв, содержащий критическую оценку работы руководителем. В рецензии научный руководитель дает характеристику работе, указывает её сильные и слабые места, уделяет внимание объему и характеру использованной литературы и исторических источников.
Рецензию можно условно разделить на две части. Первая часть – описательная. В ней рассматриваются актуальность работы, её новизна, личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем.
Вторая часть – оценивающая. Она содержит указания на положительные стороны работы и её недостатки, в ней определяется точность, обоснованность положений и выводов.
В заключительной части рецензии делается вывод об актуальности и практической значимости работы.
Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.
Методика обучения учащихся публично представлять результаты своего исследования
(по Е.В.Тягловой)
- О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна:
– утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения для более полного раскрытия;
– быть краткой, ясной и не содержать противоречий;
– иметь опорное, главное в исследование понятие.
2. Зачем говорить? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. Запрограммируйте реакцию слушателей и по ней оценивайте, как воспринимается ваше выступление.
3. Сколько говорить? Время выступления запрограммировано регламентом конференции или конкурса исследовательских работ. Это 10- 12 минут. Поэтому важно отобрать для выступления самое существенное, больше внимания уделить экспериментальной части и выводам.
4. Кому говорить? Стиль речи и её терминологическая сложность напрямую зависят от аудитории.
5. Где говорить? На тактику построения речи существенно влияют условия. Как правило, в классной комнате выступать легче, чем в большом актовом зале.
6. Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.
7. Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательный тезисы. Рекомендуется строить выступление с учетом следующих советов: понятие, несущее главную мысль, повторить не менее семи раз, а основной тезис – не менее четырех раз; привести впечатляющие аргументы, примеры, факты, убедительные выводы.
Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопросов не нужно бояться. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.
Обратите внимание на форму ответа на вопросы:
1. Спасибо за вопрос:
а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе.
б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.
2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .
3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.
4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?
5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него.
Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение мимикой, жестами, рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.
Обратите внимание на недостатки, которые могут быть в готовой работе:
– отсутствие объяснения используемых научных терминов,
– несоответствие формальным требованиям конкурса, изложенным в Положении,
– тема исследования сформулирована достаточно широко,
– не представлен обзор используемой литературы по теме исследования,
– цель должна быть только одна,
– среди методов ошибочно называют исследование, систематизацию,
– несоответствие оснований и задач исследования,
– нарушение логичности,
– неполнота доказательств: отсутствие точности обоснований,
– реферативно-компилятивный характер работы,
– отсутствие ссылок на цитирование первоисточников,
– отступление от научного стиля,
– неправильное оформление списка использованных источников,
– неправильное оформление содержания, приложений.
Анализ литературы – важнейший элемент исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д. Поэтому формулировка задачи исследования «проанализировать литературу» – бессмысленна, т.к. анализ литературы – метод, он должен применяться для решения других задач. Всегда надо задавать вопрос: зачем анализировать литературу, что надо понять, узнать, увидеть в результате этого анализа?
В составлении списка литературы обязательно участие самого исследователя. Ошибкой научного руководителя является то, что он дает учащимся готовый перечень дежурных изданий и, тем самым, лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: работы с системой библиотечных, в том числе и электронных, каталогов, правильного оформления.
Общие рекомендации для работы с литературой:
1.Изучение научных публикаций по теме желательно начинать с работ общего характера, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.
2. При работе с уже готовым библиографическим списком, а также при его составлении учащийся должен ориентироваться в структуре издания, т.к. отдельные её элементы обладают определенными функциями и являются носителями информации.
3. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающую разную степень глубины проникновения в материал:
А) просмотровое чтение – знакомство с общим содержанием книги;
Б) ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответа на определенные вопросы в нескольких источниках информации, в сравнении и сопоставлении найденной информации, а также в выработке собственной точки зрения;
В) изучающее чтение – активный вид подробного, внимательного обдуманного чтения. Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы. Этот вид чтения формирует умение критически воспринимать информацию.
4. Учащихся необходимо знакомить со способами фиксирования необходимой информации и способами её оформления (карточки, отдельная тетрадь и т.д.), учить создавать «банк данных» по теме работы: выписки в виде конспектов, выписка цитат и т.п.
5. Необходимо объяснить учащимся, что не вся выписанная информация может оказаться необходимой, не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, если это может повредить целостности и логичности исследования. Доказательства не могут строиться на одних цитатах.
6. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Правильнее будет сопоставить, проанализировать найденную информацию, сделать выводы и составить собственное мнение по изучаемой проблеме.
После изучения литературы и создания банка данных по теме необходимо провести систематизацию накопленного материала. Для этого учащимся можно порекомендовать скомпоновать карточки (выписки и т.п.) по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах. Рекомендуется составить развернутый план исследования по каждой главе (вопросы, методы исследования).
На этом этапе происходит и накопление практического материала: проведение интервью, бесед, наблюдение, сравнение и т.д. Впоследствии весь практический материал также группируется по главам, проводится подбор методов его обработки. Исследователь создаёт словарь терминов, которые необходимы для описания хода и результатов исследования.
Вслед за проведением собственно исследования необходимо «отрефлексировать» полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. После проведения рефлексивной части можно приступить к планированию следующего этапа работы – оформлению результатов исследования.
раскрыть » / « свернуть