Информационный материал, посвященный
«Всемирному дню профилактики суицидов»
Ежегодно в мире около 800 000 человек лишают себя жизни, а значительно большее число людей совершают попытки самоубийства. Каждое самоубийство — это трагедия, которая воздействует на семьи, общество и целые страны, оказывая долгосрочное воздействие на живущих.
В ряде случаев люди до смерти вследствие самоубийства тем или иным способом давали понять своим близким, что они собираются совершить самоубийство, в том числе прямо говорили о том, что они не хотят жить и собираются умереть. Наличие у людей знаний о признаках суицидального поведения и помощи, оказываемой при суицидальном поведении, помогает своевременно заметить суицидальное поведение у близкого или знакомого человека и помочь ему. Можно отметить следующие признаки суицидального поведения.
Необычные высказывания:
- размышления о малой ценности жизни; фантазии о собственной смерти; высказывание суицидальных фантазий и мыслей; высказывания, фиксированные на кризисной ситуации, состоянии здоровья, неблагоприятном исходе болезни, предстоящей медицинской манипуляции (операции), послеоперационном периоде;
- отрицание объективно существующей актуальной проблемы;
- наличие просьб о прощении к окружающим;
- высказывание мыслей, содержание которых прямо или косвенно свидетельствует о «прощании»;
Необычное поведение:
- «уход» в себя, замкнутость, склонность к уединению; неадекватная оценка стрессовой ситуации, ситуации потери (утраты); отказ от предлагаемой помощи;
- наличие суицидальных угроз (прямых и (или) косвенных);
- признаки прощания (раздача долгов, личных вещей, подарков, оформление завещания);
- подготовка или наличие плана самоубийства;
- подготовка или наличие средств самоубийства.
Наличие у человека депрессии также является фактором высокого риска суицидального поведения. К признакам депрессии относятся: сниженное настроение, самообвинение, чувство вины, нарушение сна (особенно ранние пробуждения) и аппетита, скорбное выражение лица, малоподвижность, взгляд в одну точку, избегание контакта глазами.
Несмотря на то, что психические расстройства могут служить фактором риска самоубийства, значительная часть людей, умерших вследствие самоубийства, не демонстрировали признаков психического расстройства.
Часто самоубийства совершают люди, не страдавшие психическими расстройствами, но попавшие в трудную жизненную ситуацию. Обычно, провоцирующим фактором суицида, является конфликт или кризис. Например, для многих людей известие о наличии тяжёлого заболевания может вызвать мысли о самоубийстве. Для взрослого человека тяжелым кризисом может быть потеря работы или распад семьи. Для пожилого человека, суицидальное поведение может быть следствием одиночества и переживания потери близкого человека.
Оказавшемуся в тяжелом кризисе человеку может понадобиться квалифицированная психиатрическая помощь. Зачастую человек, находясь в трудной жизненной ситуации сам не может осознать, что ему необходима помощь и не знает какую помощь он может получить и где.
Эффективную помощь можно получить, обратившись за психологической или психотерапевтической помощью в учреждение здравоохранения по месту жительства, а также позвонив в службу экстренной психологической помощи «Телефон доверия». Также за психологической помощью можно обращаться в территориальные центры социальной помощи населению.
В Минской области работает круглосуточный, анонимный, бесплатный «Телефон доверия» службы экстренной психологической помощи 8-017-202-04-01 (городской), 8-029-899-04-01 (МТС).
Тест для родителей
Уважаемые родители!
Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.
раскрыть » / « свернутьОтветьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Подсчет результатов
Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!
раскрыть » / « свернуть
Памятка для законных представителей
«СУИЦИД: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»
раскрыть » / « свернутьСуицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угроза, попытки, покушения.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности
Типы суицидального поведения
- Демонстративное (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности);
- Истинное (когда человек действительно хочет убить себя);
- Аффективное (с преобладанием эмоционального момента).
Предпосылки к суициду
- неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
- двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны, уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой, абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);
- максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий
Поведенческие маркеры суицидального поведения
- Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость;
- Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость;
- Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
- Гипермия (повышенная, часто неестественная мимика);
- Амимия (отсутствие мимических реакций);
- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов;
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная);
- Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;
- Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий;
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем
Правила беседы с ребёнком, размышляющим о суициде:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других;
- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Рекомендации законным представителям:
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать взрослым не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
Меморандум Ребёнка
НЕ БАЛУЙТЕ меня. Я понимаю, что не могу получить всё желаемое.
НЕ БОЙТЕСЬ быть со мною строгими.
НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ против меня силу. Я могу подумать, что сила решает всё.
НЕ ОБЕЩАЙТЕ, если можете не выполнить обещаний.
НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ моим провокациям.
НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ меня чувствовать себя ничтожнее, чем я есть на самом деле.
НЕ ДЕЛАЙТЕ за меня ничего, что я могу сделать сам.
НЕ УПРЕКАЙТЕ меня при других.
НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ мои ошибки в грехи.
НЕ ОСТЕРЕГАЙТЕ меня от последствий. Мне нужно учиться на собственном опыте.
НЕ ВООБРАЖАЙТЕ, что мы мало времени проводим вместе. Важно то, как мы его проводим.
НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ, когда я волнуюсь.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ меня похвалить, когда я действительно этого заслуживаю.
ПОСТУПАЙТЕ со мной так, как со своими друзьями, тогда и я буду вашим другом.
раскрыть » / « свернуть